3.3.7. Двигатели постоянного тока

 

Диаграмма, поясняющая принцип действия двигателя постоянного тока, имеет вид

 

                     

U                                  F        Мкр

               Iя

 

Под воздействием приложенного напряжения по обмоткам якоря и возбуждения протекают токи. Ток возбуждения создает магнитный поток. На проводники якоря с током в магнитном поле действует сила, заставляющая якорь вращаться.

Классификация  двигателей по способу подключения обмотки возбуждения:

         двигатели независимого возбуждения (ДНВ);

         двигатели с параллельным возбуждением, шунтовые (рис. 3.46, а);

         двигатели с последовательным возбуждением, сериесные (рис. 3.46, б);

    двигатели со смешанным возбуждением, компаундные (рис. 3.46, в).

На рис. 3.46 представлены схемы включения двигателей, где Rо.в сопротивления в цепи обмотки возбуждения;  Rд – добавочное сопротивление в цепи якоря; ОВс и ОВш – сериесная и шунтовая обмотки возбуждения.

 

Рис. 3.46. Схемы включения шунтового (а),

сериесного (б) и компаундного (в) двигателей

 

 

 

Противоэдс  в двигателе. При направлении тока, указанном на рис. 3.47, якорь будет вращаться против часовой стрелки (правило левой руки).

Индуцируемая ЭДС будет направлена против тока (правило правой руки).

Подпись:  
Рис. 3.47. Направление тока 
и ЭДС в обмотке якоря
В двигателях ЭДС направлена против тока и поэтому называется противоэдс.

На основании второго закона Кирхгофа для якорной цепи имеем  уравнение электрического равновесия для двигателя

,

из которого находим

.

Зависимость магнитного потока и момента от тока  якоря в двигателе. У шунтового двигателя машины Ф = const, так как  iв не зависит от Iя. У сериесного двигателя Ф создается током якоря.

 

                 а                                                                б

 

Рис. 3.48. Зависимость магнитного потока (а) и момента (б) от тока якоря

(1 – сериесный двигатель; 2 – компаундный; 3 – шунтовый)

У компаундного двигателя зависимость Ф = f(Iя) занимает промежуточное положение между зависимостью для сериесного и шунтового двигателей. При  максимальный поток у сериесной машины.

У шунтовой машины , так как . У сериесной машины . Учитывая, что  (начальный участок зависимости), получаем . Зависимость    M = f(Iя) у компаундного двигателя занимает промежуточное  положение между этой же зависимостью для сериесного и шунтового двигателей.

При перегрузке  максимальный момент – у сериесного двигателя, поэтому он обладает большой перегрузочной способностью, так как при перегрузке развивает максимальный момент.

Механическая характеристика ДТП (рис. 3.49).Используя  соотношения

получаем

  электромеханическая характеристика;

  механическая характеристика.


 

Рис. 3.49. Механические характеристики

двигателей: 1 – шунтовый; 2 – компаундный;

3 – сериесный

 

Особенностью сериесных двигателей является то, что при  ток якоря и Ф тоже стремятся к нулю, а n стремится к бесконечности. Поэтому эти двигатели нельзя оставлять работать в холостую.

Пуск ДТП. Проблемы пуска:

1. Большой пусковой ток якоря Iя.п. Из уравнения электрического равновесия для якорной цепи имеем

.

Пусть   при , тогда  =            = (10…30) Iя.н.

2. Тяжелые условия коммутации, связанные с большими пусковыми токами.

3. Большой пусковой момент, который приводит к ударной нагрузке  на  исполнительный механизм во время пуска.

Самый распространенный способ пуска – введение в цепь якоря добавочных сопротивлений Rд (реостатный пуск). За счет введения Rд уменьшается пусковой ток и пусковой момент. На        рис. 3.50 изображены механические характеристики, иллюстрирующие процесс пуска (М1 и М2 – заданные пределы изменения момента при пуске; Мс – момент сопротивления механизма).

 

Рис. 3.50. Реостатный пуск

 

Способы регулирования скорости двигателей постоянного тока. Из  выражения  вытекают три способа регулирования скорости:

         за счет изменения питающего напряжения при постоянном магнитном потоке;

         введением в цепь якоря добавочных сопротивлений;

         изменением магнитного потока.

1. Регулирование скорости изменением питающего напряжения при постоянном магнитном потоке. Механические характеристики при регулировании скорости  изменением питающего напряжения имеют вид

Подпись:  

Рис. 3.51. Регулирование 
скорости изменением U

Анализируя М в этой системе уравнений, имеем

Метод позволяет регулировать скорость плавно и в широких пределах.

2. Регулирование скорости путем введения в цепь якоря добавочного сопротивления (рис. 3.52). Анализируя М, имеем

Метод позволяет плавно регулировать скорость в сторону ее уменьшения от исходной.

Недостаток метода – большие потери энергии в добавочном сопротивлении.

3. Регулирование скорости за счет уменьшения магнитного потока. На рабочем участке  механических характеристик  (рис. 3.53).

Метод позволяет плавно регулировать скорость в сторону ее увеличения.

Вывод: двигатели постоянного тока позволяют осуществлять плавную регулировку скорости  в широких пределах, что  является основным их достоинством по сравнению с асинхронными двигателями.

 

 

Общие сведения о режимах торможения:

1. Торможение противовключением: двигатель принудительно вращается в сторону, противоположную к Мвр.

2. Генераторное торможение: двигатель принудительно  вращают со скоростью > n0.

3. Динамическое торможение: двигатель отключается от сети, якорь замыкается на сопротивление. Согласно принципу Ленца, в якоре индуцируется ток, вызывающий тормозной момент.

Для реверсирования двигателя необходимо изменить направление тока либо в обмотке возбуждения, либо в якоре. Одновременное изменение токов в обмотке возбуждения и в якоре не приводит к реверсу двигателя. Это позволяет создавать коллекторные двигатели, работающие как в цепях постоянного тока, так и в цепях переменного тока.

Общие сведения об универсальном коллекторном двигателе. Двигатель может работать как на постоянном, так и на переменном токе.

Особенности данного двигателя:

1. Двигатель делают с последовательной обмоткой возбуждения, чтобы  не было  сдвига фаз между Iя и Ф.

2. Так как двигатель работает в цепи переменного тока, то магнитный поток тоже переменный, и  для  уменьшения потерь на вихревые токи сердечники полюсов делают шихтованными.

 

Преимущество коллекторного двигателя по сравнению с      асинхронным – возможность получения скорости более 3000 об/мин для стандартной частоты.

Недостатки – малый КПД и плохая коммутация.